Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2022
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 123029

Централизованное тестирование по русскому языку, 2022

1.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) изнем..гать от жажды
2) ст..лк­но­ве­ние ин­те­ре­сов
3) к..са­тель­ная линия
4) г..рмо­ния
5) укл..няясь от удара
2.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) зап..вать ле­кар­ство
2) успеш­ное приз..мле­ние
3) пр..муд­рый совет
4) пласт..лин
5) соб..ра­тель­ни­ца песен и ска­зок
3.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) бе..цен­ный, ра..смот­реть
2) за­ку­лис..ный, вкус­ная котле..ка
3) о..да­вить ногу, са­до­во..ство
4) попу..чик, горес..ная весть
5) рулон..чик, дол­жен вы­клю­чит..ся
4.  
i

Пи­шет­ся О на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) во­рот­нич..к
2) точ­ный расч..т
3) пиж..н
4) с па­ра­лич..м
5) во­прос реш..н
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) из..явить же­ла­ние, заяч..я ка­пу­ста
2) пост..мпрес­си­о­нист, в милиц..и
3) ц..ркач, сконц..нтри­ро­вать­ся
4) све­жие уст­риц.., без..ни­ци­а­тив­ный ру­ко­во­ди­тель
5) новая вещ.., купит.. зав­тра
6.  
i

Пи­шет­ся Е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) фар­туч..к, на замёрзш..м стек­ле
2) в лун­ном сияни.., моя од­но­фа­мил..ца
3) вспыльч..вый, за­траг..вать про­бле­му
4) в нашей га­лан­те­ре.., де­ви­чий румян..ц
5) о зо­ло­том ко­лечк.., из­во­ротл..вый
7.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) леле..мая мечта
2) цел..вший­ся по ми­ше­ни
3) мы на­черт..м гра­фик
4) выгул..ла свою со­ба­ку
5) при­ниж..нные за­слу­ги
8.  
i

Пи­шет­ся НЕ раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) край­не (не)бла­го­при­ят­ная об­ста­нов­ка; (не)за­ме­тив го­стей
2) (не)лисьи следы; вагон (не)за­пол­нен пас­са­жи­ра­ми
3) (не)слу­чай­но, а на­роч­но сде­лать; ис­кать (не)там
4) (не)ста­рый, но потёртый пи­джак; сразу (не)взлю­бить
5) ни­ко­му (не)по­кор­ный бун­тарь; (не)бо­я­щий­ся труд­но­стей
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся НЕ:

 

Какие толь­ко сек­ции я (1) н.. по­се­щал в дет­стве! Сей­час не могу (2) н.. удив­лять­ся этому. Куда (3) н.. за­пи­сы­ва­ли меня ро­ди­те­ли, я (4) н.. за­дер­жи­вал­ся доль­ше, чем на два-три за­ня­тия, (5) н.. в одном круж­ке.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (по)при­я­тель­ски
2) (крас­но)ре­чи­вый при­мер
3) (по)ста­ро­му мосту
4) (пол)Боб­руй­ска
5) (веб)стра­ни­ца
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Она ре­ши­ла дей­ство­вать (на)пе­ре­кор мне­нию мамы и здра­во­му смыс­лу
2) О его до­стат­ке можно было су­дить (по)тому, как он жил
3) Иной че­ло­век не за­дохнётся от из­быт­ка сер­деч­ной ра­до­сти, (за)то и не ис­сох­нет от пе­ча­ли
4) Он со­брал все свои тет­ра­ди и на вся­кий слу­чай пред­ло­жил сде­лать то(же) самое то­ва­ри­щам
5) Катя ре­ши­лась про­чи­тать (в)слух на­ца­ра­пан­ные на ста­рой до­щеч­ке слова
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Книга _ есть вер­ный, бес­ко­рыст­ный и наи­бо­лее све­ду­щий друг
2) Воды Бай­ка­ла _ глу­бо­ки и чисты
3) На­хо­дить при­ме­ты или самим со­зда­вать их _ очень увле­ка­тель­ное за­ня­тие
4) Ни в воз­ду­хе, ни на воде, ни под землёй _ нигде не долж­но быть ядер­ных взры­вов
5) Жизнь в Пе­тер­бур­ге _ как фей­ер­верк
13.  
i

Обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) После про­чте­ния пись­ма она го­во­ри­ла не умол­кая
2) Запах белой си­ре­ни пышно рас­пу­стив­шей­ся в нашем саду опья­нял
3) За­слы­шав стран­ный стон ста­рый волк стал выть от тоски и злобы
4) Когда лес­ник про­хо­дил по вы­руб­ке то видел пни с мел­ки­ми опя­та­ми
5) Князь остав­шись один никак не мог за­снуть на новом месте
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Же­ла­ние слу­жить об­ще­ствен­но­му благу обя­за­тель­но долж­но быть по­треб­но­стью души
2) Люди ему на­вер­ное верят
3) Ка­жет­ся что мой пёс мог бы по­чу­ять птицу и под землёй
4) Но всё-таки Горь­кий был от­мен­ным по­вест­во­ва­те­лем
5) Язык по­э­зии ра­зу­ме­ет­ся не может быть обык­но­вен­ным
15.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) в этой глуши не росли ни де­ре­вья_ ни ку­стар­ни­ки_ ни травы
2) жеребёнок про­сы­пал­ся от шо­ро­ха сухих ли­стьев_ и от крика мо­ло­до­го пе­ре­пе­ла_ и от гудка бук­сир­но­го па­ро­хо­да
3) было уже темно_ и сквозь стек­ло я не видел ни­че­го, кроме пол­зу­щих вниз дож­де­вых ка­пель_ и от­ра­же­ния соб­ствен­но­го носа
4) на крыль­це тес­ни­лись ге­не­ра­лы_ и ор­ди­нар­цы, чи­нов­ни­ки_ и слу­жи­те­ли церк­ви
5) солн­це по­ка­зы­ва­ет­ся из-за об­ла­ков_ и за­ли­ва­ет лес_ и поля гре­ю­щим све­том
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) От ярост­но­го ветра дро­жа­ли стёкла и гро­мы­ха­ла крыша
2) Это была одна из тех ред­ких счаст­ли­вых натур, при виде ко­то­рых, не­воль­но де­ла­ет­ся свет­лее и ра­дост­нее на душе
3) На­чаль­ник экс­пе­ди­ции ска­зал Мак­си­му, что, если утих­нет не­мно­го ветер, они к утру смо­гут выйти к ла­ге­рю
4) Я верю, что но­вич­кам везёт и по­то­му охот­но бе­русь за любое новое дело
5) В конце кон­цов из па­мя­ти твоей сотрётся всё о чём ты сей­час ду­ма­ешь, и всё во что ты так на­ив­но ве­ришь
17.  
i

Ука­жи­те, какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны): [  ]  — [  ].

1) Сде­ла­ешь все уроки сходи в кино
2) Смот­ришь на эти от­вра­ти­тель­ные обои в синюю по­лос­ку на­чи­на­ет кру­жить­ся го­ло­ва
3) Рас­те­ния на­зы­ва­ют лёгкими пла­не­ты они за­дер­жи­ва­ют пыль ко­поть по­гло­ща­ют уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ют кис­ло­род
4) Че­мо­дан внёс кучер Се­ли­фан ни­зень­кий че­ло­век в ту­луп­чи­ке
5) Тёмным кру­же­вом ви­се­ли над го­ло­вой рез­ные ли­стья дубов од­на­ко уже за пять шагов вме­сто дубов толь­ко тени про­сту­па­ли в ту­ма­не
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Что это зна­чит? — спро­сил гроз­но Ки­рилл Пет­ро­вич: — До сих пор ты мол­ча­ла и была со­глас­на, а те­перь, когда всё ре­ше­но, ты взду­ма­ла ка­приз­ни­чать и от­ре­кать­ся
2) Поэт В. С. Шеф­нер писал, что: «сло­вом можно убить, сло­вом можно спа­сти, сло­вом можно полки за собой по­ве­сти»
3) «Па­пень­ка, я не люблю князя и не хочу быть его женой!» — за­кри­ча­ла она и вы­бе­жа­ла из ком­на­ты
4) «Какая ты всё-таки мо­ло­дец!» — взгля­нув в лицо Елены, улыб­нул­ся Иван. «Если бы не ты, у меня бы ни­че­го не по­лу­чи­лось», — ото­зва­лась она
5) «Может быть, вы чего-то не­до­го­ва­ри­ва­е­те?» — по­ин­те­ре­со­ва­лась Анна
19.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Во время обеда Лиза си­де­ла_ как на игол­ках
2) Пер­вый дерз­нул вы­счи­тать раз­ме­ры окру­жа­ю­ще­го нас мира не кто иной_ как Ар­хи­мед
3) Ко­рот­кий_ как мимолётная улыб­ка_ день быст­ро ис­ся­кал
4) Он пред­ста­вил нам Вла­ди­ми­ра_ как сво­е­го близ­ко­го друга
5) И каж­дая слеза была_ как ма­лень­кий фо­на­рик
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Встре­ча не ви­дев­ших друг друга более де­ся­ти лет од­но­класс­ни­ков всё же со­сто­я­лась 1) _ и 2) _ когда ста­рые дру­зья со­бра­лись уез­жать и вышли из школы на улицу, они за­ме­ти­ли 3) _ по­го­да была ужас­ная, так как жутко выл ветер, хло­пья­ми падал 4) _ на­ли­пав­ший на всё во­круг 5) _ белый снег.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Какие фра­зео­ло­гиз­мы со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии слову?

 

Ма­стер­ские ско­ло­че­ны по­спеш­но, кое-как.

1) от­ку­да ни возь­мись
2) це­ли­ком и пол­но­стью
3) на ско­рую руку
4) проще па­ре­ной репы
5) на живую нитку
22.  
i

Ука­жи­те сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют при­ла­га­тель­но­му от­де­лоч­ный:

1) об­ра­зо­ва­но от гла­го­ла от­де­лать
2) об­ра­зо­ва­но от су­ще­стви­тель­но­го от­дел­ка
3) спо­соб об­ра­зо­ва­ния — при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный
4) спо­соб об­ра­зо­ва­ния — суф­фик­саль­ный
5) вхо­дит в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную це­поч­ку: де­лать —> дело —> от­де­лоч­ный
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют упо­треблённому в пред­ло­же­нии на­ри­ца­тель­но­му су­ще­стви­тель­но­му?

 

Мо­ро­же­ное съе­де­но Ан­то­ном ещё вчера.

1) не­оду­шевлённое
2) вто­ро­го скло­не­ния
3) сред­не­го рода
4) упо­треб­ле­но в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа един­ствен­но­го числа
5) яв­ля­ет­ся до­пол­не­ни­ем
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Вме­сто празд­нич­но­го по­здрав­ле­ния этот ветер, жёсткий и сухой, при­несёт вам толь­ко запах тле­нья, при­вкус дыма и сти­хо­тво­ре­нья, что моей на­пи­са­ны рукой все вы­де­лен­ные слова яв­ля­ют­ся ме­сто­име­ни­я­ми
2) Оба ме­сто­име­ния свой, иной яв­ля­ют­ся опре­де­ли­тель­ны­ми
3) Ничто — на­чаль­ная форма ме­сто­име­ния, упо­треблённого в пред­ло­же­нии По­ис­ки Кати ни к чему не при­ве­ли
4) Оба ме­сто­име­ния сама, оно из­ме­ня­ют­ся толь­ко по родам и чис­лам
5) В пред­ло­же­нии Жена его ни­ко­гда не от­ли­ча­лась осо­бой впе­чат­ли­тель­но­стью вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию не­со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) У де­вуш­ки на порт­ре­те кра­си­вый пря­мой нос и не­боль­шие русые глаза
2) В со­чи­не­нии я по­ста­ра­юсь вы­ра­зить ос­нов­ную и глав­ную суть рас­ска­за «Муму»
3) На­сто­я­щее ва­ви­лон­ское стол­по­тво­ре­ние было этой но­во­год­ней ночью на цен­траль­ной пло­ща­ди на­ше­го го­ро­да
4) На пен­сии он устро­ил­ся ра­бо­тать швей­цар­цем в до­ро­гой ре­сто­ран
5) Уже в конце про­шло­го века эта бо­ло­ти­стая мест­ность при­влек­ла вни­ма­ние пред­при­ни­ма­те­лей
26.  
i

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Для по­куп­ки ве­ло­си­пе­да не хва­та­ло по­лу­то­рас­от руб­лей
2) В парке боль­ше всего дети любят ат­трак­ци­он с ка­ру­се­лем
3) Ста­рый фо­то­аль­бом ба­буш­ка очень берегёт
4) Угол ком­на­ты тёмен и пуст
5) Раз­ло­жив все вещи по своим ме­стам, он от­пра­вил­ся пить чай
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Окон­чив уни­вер­си­тет, его мечта ра­бо­тать в Москве обя­за­тель­но сбу­дет­ся
2) Ме­ха­ник стан­ко­стро­и­тель­но­го за­во­да Де­ря­бин хотел успеть на ав­то­бус, ко­то­рый то­ро­пил­ся домой к жене и детям
3) На со­ве­ща­ние люди при­шли об­ме­нять­ся не толь­ко опы­том, но и про­ана­ли­зи­ро­вать до­пу­щен­ные ошиб­ки и на­ме­тить план даль­ней­шей ра­бо­ты
4) Сын по­де­лил­ся с отцом сво­и­ми пла­на­ми на лето
5) Опыт­ный пче­ло­вод Пе­ла­гея Ан­дре­ева про­чи­та­ла сту­ден­там лек­цию о поль­зе раз­ных видов мёда
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, на какие во­про­сы в тек­сте есть от­ве­ты:

1) Какую функ­цию вы­пол­ня­ют звуки в при­ро­де?
2) В каком году Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство?
3) В какой цвет был окра­шен туман на кар­ти­не Моне?
4) Какое впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла кар­ти­на Моне на лон­дон­цев?
5) По­че­му Моне про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на»?
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) в пред­ло­же­ни­ях 1−5 пред­став­лен тип речи рас­суж­де­ние
4) в пред­ло­же­ни­ях 6−8 пред­став­лен тип речи рас­суж­де­ние
5) за­да­ча речи — по­ка­зать, какое вли­я­ние ока­за­ли жи­те­ли Лон­до­на на твор­че­ство фран­цуз­ско­го ху­дож­ни­ка Моне
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 11-е и 12-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
2) лек­си­че­ский по­втор
3) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
4) союз
5) ме­сто­име­ние
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 13−15 слово, упо­треблённое в зна­че­нии «очень боль­шое ко­ли­че­ство». За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Ука­жи­те фо­не­ти­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

 

1)  в слове че­ты­ре слога;

2)  в слове есть пять со­глас­ных зву­ков;

3)  в слове есть не­пар­ный мяг­кий со­глас­ный звук;

4)  в слове все со­глас­ные звуки твёрдые;

5)  в слове ко­ли­че­ство букв и зву­ков не сов­па­да­ет.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 12−13 не­пе­ре­ход­ный гла­гол вто­ро­го спря­же­ния и опре­де­ли­те его на­чаль­ную форму. За­пи­ши­те её (на­чаль­ную форму) в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 1−3 под­чи­ни­тель­ный союз и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Най­ди­те во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние, глав­ное слово ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся су­ще­стви­тель­ным в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа. Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в этом сло­во­со­че­та­нии. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Всё здесь рас­по­ла­га­ло к от­кро­вен­но­сти и за­ду­шев­но­сти. Туск­лое тихое осве­ще­ние, успо­ка­и­ва­ю­щие звуки рояля из со­сед­ней ком­на­ты, аро­мат све­же­го кофе. Она по­ка­чи­ва­лась в ка­ми­ном крес­ле и на­сла­жда­лась ча­ру­ю­щей ат­мо­сфе­рой этого го­сте­при­им­но­го дома. Ка­за­лось, будто какой-то ге­ни­аль­ный фи­ло­соф рас­крыл перед ней тайну по­ни­ма­ния че­ло­ве­че­ской жизни.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вы­де­лен­ны­ми сло­ва­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

A)  ве­се­лей (ра­бо­тай­те)

Б)  ста­тей (га­зет­ных)

B)  во­ро­бей

Г)  саней

1)  слово, в ко­то­ром есть окон­ча­ние -ей

2)  слово с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем

3)  слово, в ко­то­ром окон­ча­ние от­сут­ству­ет

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко Н пи­шет­ся на месте про­пус­ка в вы­де­лен­ных сло­вах, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Ла­ри­са Ва­ле­рьев­на в ответ со­чув­стве..о по­ка­ча­ла го­ло­вой.

Б)  Вы­ве­шен­ное на вок­за­ле новое рас­пи­са­ние по­ез­дов и точно, и про­ду­ма..о.

B)  При­кос­но­ве­ние к ране было край­не бо­лез­не..о.

Г)  Жюри кон­кур­са было сфор­ми­ро­ва..о спе­ци­аль­ной ко­мис­си­ей.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет одну букву н.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с двумя бук­ва­ми н.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Туман за рекой ста­но­вил­ся всё гуще

Б)  Масло ко­ко­са можно ис­поль­зо­вать для смаз­ки ги­тар­ных струн

B)  Же­лез­но­до­рож­ный вок­зал на­ше­го го­ро­да по­стро­ен в де­вят­на­дца­том веке

Г)  В за­бро­шен­ном угол­ке боль­шо­го сада было мно­же­ство вы­шед­ших из упо­треб­ле­ния вещей, ко­то­рые бу­ди­ли во­об­ра­же­ние и да­ва­ли пищу дет­ским фан­та­зи­ям

1)  под­ле­жа­щее

2)  ска­зу­е­мое (или часть ска­зу­е­мо­го)

3)  до­пол­не­ние

4)  опре­де­ле­ние

5)  об­сто­я­тель­ство (или часть об­сто­я­тель­ства)

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

A)  В лесу ещё снег лежит не­тро­ну­тый и мно­гие де­ре­вья: ясень, берёза, клён, осина, сосна, ель  — стоят в снеж­ном плену

Б)  Для всех жи­те­лей посёлка, я уве­рен, на­хо­дит­ся дело, когда уби­ра­ют уро­жай

B)  Брат знает, что хотя по­го­да на сле­ду­ю­щей не­де­ле будет сол­неч­ная и без­вет­рен­ная, но он не ре­шит­ся

по­ехать с сыном на ры­бал­ку на даль­нее озеро

Г)  Все как будто ожи­да­ли, не будет ли он ещё петь

1)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с одной при­да­точ­ной ча­стью

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с двумя при­да­точ­ны­ми ча­стя­ми

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи